КИМРСКАЯ

ПРАВДА

Общественная газета города Кимры и Кимрского района

Связь с редакцией:

тел. (48236) 3-22-71

тел. 8-910-830-75-25

kogvv@mail.ru

Набережная Фадеева, 13

г. Кимры

СТАНЦИЯ САВЁЛОВО: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

1510 1В этом году исполняется 115 лет с того важнейшего события, которое дало толчок дальнейшему развитию сапожной столицы России (Кимрам) и Савёловской стороне. Это железнодорожное сообщение Москва-Савёлово.

Сегодня, ожидая поезда на любой железнодорожной станции, пассажиры видят большое количество опор, металлических конструкций и контактных проводов, которые, как паутина, опутывают всю станцию. И всё это сонмище нагромождений располагается вдоль насыпи железной дороги.

«А что такое железная дорога вообще?» - Спросите вы у обывателя и, наверное, услышите ответ: «А что тут спрашивать? Грузовые поезда ходят, электрички – купил билет, сел да поехал, чего ещё надо!».

Мне хочется немного расширить рамки представлений о железной дороге для тех, кому это интересно, кому хочется знать больше, чем он видит. И, в первую очередь, для молодого поколения, которое часто забивает свою голову информацией ложной и не соответствующей действительности. А историю своей страны, своего региона знать необходимо, чтобы быть человеком эрудированным и востребованным.

С позволения читателя вернусь к историческим моментам, тогда мы поймём, что одно из крупнейших изобретений человечества в транспорте – железная дорога. Транспорт и дорога неразделимы. Но о железнодорожном транспорте разговор всё же особый – без стального пути поезд не пройдёт и метра.

Если мы углубимся во тьму веков, то в поисках прообраза железной дороги придём в Древний Египет. Вспомните, как там (при строительстве грандиозных сооружений – египетских пирамид) каменные блоки перемещались по продольным полозьям («рельсам»), уложенным на поперечные валки («шпалы»). Такая аналогия многим покажется натянутой, но, похоже, что железная дорога ведёт свою родословную именно оттуда.

Нынешняя железная дорога – сложное сооружение. Подойдите к железнодорожной линии и посмотрите на неё внимательно. Перед вами расстилается полотно железной дороги. Такое название не случайно – мы видим широкую, ровную полосу земли, на которой уложены рельсы, убегающие в обе стороны к самому горизонту. А ведь рельсовый путь стал применяться задолго до появления железных дорог с целью перевозки массовых грузов – каменного угля, руды, строительных материалов и т.п. Простой факт, но интересный: при проектировании расстояния между рельсами проектировщики определяли его по следам, которые оставляли обычные конные экипажи. Но ведь стандарта не существовало, поэтому так получалось, что в разных странах и расстояние между рельсами неодинаковое. Но если мы говорим о железной дороге, то не можем не сказать о паровозе – первом тягаче-локомотиве на железной дороге в России, который создали в 1834 году отец и сын Черепановы, крепостные талантливые механики-самоучки. А первый пассажирский поезд из Москвы на станцию Савёлово прибыл в 1902 году (значит, 115 лет назад, пошёл 116-й!).

Я не стану утомлять рассказом о стальных и «бархатных» путях (без стука на стыках), почему поезда не сходят с рельсов, для чего строятся мосты и виадуки, пробиваются тоннели, как развивалась паровозная тяга, поскольку это займёт много времени, и для каждого представляет интерес. Но хочется напомнить, что более полутора веков тысячи конструкторов совершенствовали паровоз. И всё же это необычайно прожорливая, неэкономичная машина. Практические исследования показали, что в трубу паровоза уносится до 40% всего топлива. Лучше обстоит дело с жидким топливом, но всё равно коэффициент полезного действия тепловоза тоже далёк от 100-процентного. Поэтому от паровой машины пришлось отказаться. В советское время их консервировали, хранили на отстоях (паровозных кладбищах), за ними следили, ведь неизвестно, как жизнь сложится, а паровоз, хоть на дровах, всё равно поедет. Теперь уничтожили водонапорные башни, утилизировали паровозы, уничтожили и многое другое… Сейчас ведь бизнесмены правят бал, а они одним глазом смотрят за бугор, и плевать им, что будет со страной потом, если наступят проблемы с электроэнергией и дизельным топливом. Кто будет толкать составы?

Наилучшим локомотивом на сегодняшний день является электровоз – мощный, быстрый, не загрязняющий окружающую среду вредными выбросами в атмосферу. Однако для того, чтобы использовать такой локомотив, железную дорогу нужно обязательно электрифицировать, то есть натянуть над стальными колеями ещё контактные провода, с помощью которых и происходит снабжение состава электроэнергией. Это большие затраты. Да! (Но смысл-то есть!).

Электровозы требуют для своего питания особый вид энергии: трёхфазный ток высокого напряжения поступает на тяговые подстанции, расположенные через 20-30 километров вдоль железной дороги. На этих подстанциях трёхфазный ток преобразуется в постоянный ток напряжением, необходимым для электровозов. А уже после этого он направляется в контактную сеть и в контактный провод, подвешенный над рельсовым путём. В последние годы стали применять на вновь электрифицированных железных дорогах однофазный ток, повышаемый до 25 кВ. Это даёт возможность строить тяговые подстанции через 60-70 км, уменьшает сечение контактного провода и т.д. Всё это позволяет удешевить электрификацию железных дорог.

Электрификация железнодорожной станции Савёлово проводилась в период 1978-1979 гг., практически вскоре после ввода в эксплуатацию моста через Волгу. Это дало возможность жителям города совершать поездки в столицу и города Подмосковья без дополнительных пересадок и в более комфортных условиях.

Напряжение в контактную сеть станции Савёлово 3,3 кВт поступает через тяговую подстанцию, которая находится в километре от границы станции, но относится к системе энергоснабжения Московской железной дороги. Обслуживающий персонал тяговой подстанции имеет среднее техническое или высшее образование. Дежурство ведётся круглосуточно. Обслуживание контактной сети ст. Савёлово осуществляется энергоучастком, расположенным на железнодорожной станции Талдом, но на станции Савёлово контроль ведёт начальник участка контактной сети, и в случае необходимости прибывает бригада на мотодрезине или автотранспорте. Все работы контактников проводятся под непосредственным контролем инженеров диспетчерской службы, в первую очередь – работы под напряжением. Основная задача контактников – техническое обслуживание сетей и быстрое восстановление повреждённых участков, то есть быстро восстановить движение поездов.

А какова же перспектива изменений на железнодорожной станции Савёлово?  Этот вопрос интересует многих жителей, особенно правобережной стороны (возможен ли в дальнейшем проезд в Бурково, Каблуково, сады, к гаражам и т.д.?). По данному вопросу пришлось обратиться к руководству станции, на что был получен ответ следующего содержания: «Институтом «Ленгипротранс» выполнен проект, согласно которому на промежуточной станции Савёлово намечается увеличение количества путей, удлинение существующих для приёма вагонов количеством до 70 единиц, что даст возможность  увеличить объём грузоперевозок. Реконструкция и строительство поста централизации стрелок (пока эти операции производятся вручную). Строительство дома отдыха для локомотивных бригад. Но всё это возможно при условии финансирования.

На сегодняшний день обновлён фасад здания вокзала, заменена кровля, убраны пришедшие в негодность сооружения, произведена планировка территории вблизи платформы № 3. Ждём и других изменений.

Но хотелось бы высказать несколько замечаний:

 - платформа № 3, предназначенная для высадки и посадки пассажиров в вагоны электричек, обновлена, но во время дождя на ней скапливается большое количество воды, и пассажиры вынуждены ехать в мокрой обуви и проклинать такое новшество (думается, чтобы решить эту житейскую проблему, не требуется больших финансовых затрат). В зимний период на платформе – сплошной каток, это чревато для пассажиров травмами различной степени тяжести и… не дай, конечно, Бог, и чем-то пострашнее.

- Вопрос по поводу зловонной сточной канавы (вблизи платформы). Неужели это такая глобальная проблема, которую нельзя решить вместе с городскими службами?

- Сгоревшее здание – всё-таки, нужно убрать все последствия пожара. Ведь когда пассажиры выходят из вагонов электрички, то видят (и уже не первый год!) сюжет времён Великой Отечественной войны. Жителям нашего города глубоко не безразличны существующие реалии в виде не радующего взор пепелища. Кто виноват, и что делать? – это не просто вопрос, который задают себе кимряки, сам напрашивается вопрос другого рода: а есть ли в городе власть? И не пора ли начать любить свой город?

- В кассе вокзала билет на электричку по банковской карте купить невозможно. Билет можно приобрести только за наличный расчёт, что создаёт пассажирам неудобства. Вблизи вокзала нет возможности снять деньги с банковской карты. А если надо срочно уехать? И это в век технического прогресса!..

Понимаю, что эти замечания вряд ли можно адресовать руководителям железнодорожной станции Савелово, но и уходить в сторону от решения этих проблем они не должны.

Тем не менее, важность железнодорожного сообщения Москвы с Кимрами, Савёлово и Сонково (Октябрьская железная дорога) неоспорима – 115 лет кимряки и савёловцы пользуются этой важнейшей для всех нас трассой и желают только одного – чтобы эта стальная двунитка, связывающая нас со столицей, не теряла своей актуальности, а мы, благодарные пассажиры, только низко поклонимся всем работникам железнодорожного транспорта за их неустанный и благородный труд.

Экскурс в историю и рассказ о дне сегодняшнем проводил Владимир КАЗАКОВ