КИМРСКАЯ

ПРАВДА

Общественная газета города Кимры и Кимрского района

Связь с редакцией:

тел. (48236) 3-22-71

тел. 8-910-830-75-25

kogvv@mail.ru

Набережная Фадеева, 13

г. Кимры

ОСЕННИЕ МЕЛОДИИ ЖИВОПИСИ

ыстака НаиаБОГАТЫЙ И СЛОЖНЫЙ МИР НАИВНОГО ТВОРЧЕСТВА

Так получилось, что я достаточно долго не заглядывала в наш уютный районный Центр прикладного и художественного творчества,  с порога привлекающий взоры многоцветной радугой художественных произведений  всех направлений, включающих в себя и картины художников Кимрского и Тверского края, и поражающие тонкостью исполнения и фантазией работы мастеров-прикладников. Но вот эту выставку, прошедшую в конце октября, безусловно, я не могла обойти своим вниманием.

Во-первых, идея выставки – представить любителям живописи работы художников, пишущих в манере примитивизма и наивизма, что, несомненно, всегда привлекает внимание тех, кто с большим удовольствием следит за этим направлением в искусстве. А во-вторых, в очередной раз встретиться с теми мастерами, которые от всего щедрого сердца дарят нам радость встречи с близкими пониманию многих из нас художественными образами и картинами быта, пейзажами, миром живой природы.

«НАИВ…НО» - под таким интригующим названием была представлена поклонникам живописи выставка наивного искусства, являющаяся совместным проектом известного коллекционера Владимира Юрьевича Зорина и Центра прикладного и художественного творчества Кимрского района Тверской области. Надо сказать, что художники Народного клуба «Созвездие» являются постоянными участникам и победителями подобных выставок, проводившихся в Москве, теперь же пришла пора познакомить кимряков с этим видом живописи, которая, по-моему, ничуть не уступает классической, а иногда даже в чём-то её превосходит. Кимрская земля воспитала целую плеяду ярких, самобытных представителей наивного и примитивного искусства. Вспомним хотя бы знаменитую бабушку Любу (Майкову), Виктора Карташова. Они уже покинули земную обитель, но живут их картины, согревая зрителей идущим от каждой работы теплом и милой простотой.

Что же такого притягательного в работах художников-наивистов? Да именно эта наивность, которая таится в душе каждого из нас, но ведь не каждый может выразить себя не просто словесно, а на полотне, на простом листе бумаги, положив так краски и создав такой сюжет, что невольно замираешь у картины, слушаешь вдруг ускоренно забившееся сердце и вспоминаешь, вспоминаешь, вспоминаешь – далёкое детство, тихую речную заводь, лесную полянку, неспешный деревенский завтрак на траве… Всё знакомо, никаких изысков: кажется – только чуточку прищурь глаза и окажешься в «зазеркалье», в том мире, куда нас приглашает художник. Вот тебе и наивное искусство – такое вроде бы примитивное и такое щемящее, проникающее в самые-самые глубины нашего сознания.

Работы 20 художников представлены на выставке «НАИВ…НО», каждая из которых – своего рода шедевр. Сравнивать их бесполезно – вы не найдёте ни подражания кому-то, ни попытки что-то скопировать. Всё абсолютно индивидуально, в каждой работе зримо ощущается желание автора представить мир таким, каким он существует в их видении и понимании. И это им удаётся в полной мере.

Спасибо организаторам выставки (РЦПиХТ), коллекционерам – семье Бабак и семье Зориных, которые предоставили для экспозиции выставки работы из своих коллекций, а также учредителю выставки – Администрации Кимрского района Тверской области.

ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ РЫЛЕЕВ. НОВАЯ ВСТРЕЧА

В этот же день, после открытия выставки «НАИВ…НО» нам посчастливилось побывать ещё на одном не менее значимом мероприятии, только теперь уже в Художественной галерее, в одном из её гостеприимных залов. Владимир Юрьевич Зорин подарил нам встречу с картинами профессионального художника Юрия Михайловича Рылеева, безвременно ушедшего из жизни в такую же, как в этом году, золотую осень.

В коллекции Зорина очень много работ Юрия Рылеева, т.к. он не просто их коллекционировал – он оказывал всемерную поддержку художнику. Не просто от доброты душевной, а потому что дружили они с самого детства, чуть ли не с первого класса школы, дружили преданно и верно, вне зависимости от места проживания и места работы. Поэтому каждый год, после того страшного октября, когда перестало биться сердце художника, Владимир Юрьевич старается отметить пусть небольшой, но выставкой его работ. Вот и этот год не стал исключением. Целый большой зал разместил на своих стенах работы Юрия Михайловича. Разноплановые – Юрий Рылеев писал много, сюжеты были самые разнообразные, это и пейзажи, и цветочные композиции, и фантазийные образы, и… много всего, разве перечислишь? И в каждой работе – сквозь наслоения мазков, цветных пятен просматривается тонкая и мятущаяся душа художника, который всю жизнь искал себя, всматривался в окружающий его мир и писал, писал, писал. Его работы – это отражение мира в восприятии художника, но его восприятие не искажено модными тенденциями, он реалистичен и в то же время, как бы странно это ни звучало, где-то проскальзывают нотки импрессионизма, где-то – авангардизма, но… в целом это прекрасно.

Много слов прозвучало в адрес Юрия Рылеева (а он со своей неповторимой улыбкой смотрел на нас с фотографии), в каждой речи звучали не просто дежурные слова, а именно наши воспоминания о встречах, о тех незабываемых минутах, которые дарил нам Юрий Михайлович.

У меня дома есть акварель Юрия Рылеева, подаренная мне на юбилей в то… последнее… лето.

Букет пионов, грустно поникших и роняющих увядшие лепестки на стол. Смотрю на эти пионы, и  тихая грусть завладевает мною. Но, вместе с тем, живёт в моей душе светлая радость, что был в моей жизни этот человек, забыть которого невозможно. А выставка, посвящённая памяти Юрия Рылеева, - это как очередная встреча с художником.

Татьяна ЛЕВИНА